В случае гибели или повреждения арендованного транспортного средства арендатор обязан возместить арендодателю причиненные убытки, если последний докажет, что гибель или повреждение транспортного средства произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором аренды.
Комментарий к Ст. 639 ГК РФ
1. При определении пределов ответственности арендатора перед арендодателем за убытки, причиненные гибелью или повреждением арендованного транспортного средства, необходимо учитывать следующие обстоятельства. Риск случайной гибели (повреждения) имущества лежит на его собственнике (ст. 211 ГК), поэтому все последствия случайной гибели или случайного повреждения арендованного транспортного средства несет арендодатель. В соответствии с законом арендатор отвечает, если гибель (повреждение) транспортного средства произошла по его вине или по вине работников, действия которых считаются действиями арендатора (п. 1 ст. 401, ст. 402 ГК) <1>.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
———————————
<1> В литературе высказаны различные мнения по вопросу о законных пределах ответственности арендатора транспортного средства с экипажем. См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный) / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2003; Шапкина Г. Договор аренды // Хозяйство и право. 2003. N 7; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. 5-е изд., испр. и доп. М., 2006; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. С.П. Гришаева, А.М. Эрделевского // «КонсультантПлюс».
Специальные нормы о возмещении убытков, причиненных гибелью (повреждением) транспортного средства, содержатся в транспортном законодательстве. В соответствии со ст. 207 КТМ РФ фрахтователь несет ответственность за убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением зафрахтованного по тайм-чартеру морского судна, если они причинены по его вине. Кроме того, в КТМ РФ и КВВТ РФ закреплен институт общей аварии, который также служит цели распределения убытков, понесенных вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, сохранения от общей опасности имущества, участвующего в предприятии. Указанные убытки (в том числе связанные с гибелью (повреждением) транспортного средства) распределяются между лицами, которые владеют судном, грузом и фрахтом (провозной платой) соразмерно их стоимости (ст. 284 КТМ, ст. 140 КВВТ).
Список законных оснований ответственности арендатора перед арендодателем за убытки, причиненные гибелью (повреждением) транспортного средства, может быть расширен договором аренды транспортного средства с экипажем.
2. Бремя доказывания гибели (повреждения) транспортного средства по обстоятельствам, за которые отвечает арендатор, комментируемая статья возлагает на арендодателя. В данном случае закон устанавливает изъятие из презумпции вины лица, нарушившего обязательство (п. 2 ст. 401 ГК).
3. Если риск гибели (повреждения) арендованного транспортного средства был застрахован по договору имущественного страхования в соответствии со ст. 637 ГК РФ (см. комментарий к ней), то убытки арендодателя возмещаются путем выплаты ему страховщиком суммы страхового возмещения. В дальнейшем в пределах суммы выплаченного возмещения право требовать возмещения убытков от лица, которое отвечает за гибель (повреждение) транспортного средства, переходит к страховщику (ст. 965 ГК).