Статья 778 ГК РФ (действующая редакция). Правовое регулирование договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ

К договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ применяются положения параграфа 1 главы 37 настоящего Кодекса, если это не противоречит правилам настоящей главы, а также особенностям предмета договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. К последствиям неявки заказчика за получением результатов таких работ применяются правила статьи 738 настоящего Кодекса.

К государственным или муниципальным контрактам на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных или муниципальных нужд применяются правила статей 763 — 768 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 778 ГК РФ

1. Абзац 1 комментируемой статьи предусматривает применение к договорам на выполнение НИОКТР правил из общих положений о подряде (§ 1 гл. 37 ГК), а именно ст. 708 о сроках выполнения работ, ст. 709 о цене работы. К последствиям неявки заказчика за получением результата работ применяется правило ст. 738 § 2 «Бытовой подряд» гл. 37 ГК РФ. В то же время указанные нормы о договоре подряда не должны превалировать над нормами части четвертой ГК РФ о договорах заказа применительно к договорам на выполнение НИОКТР, предусматривающим заказ на достижение охраняемого результата интеллектуальной деятельности. Как отмечалось в комментарии к ст. 777 Кодекса, нормы о договоре авторского заказа следует применять ко всем договорам, направленным на создание охраняемого результата интеллектуальной деятельности и исполняемым автором — физическим лицом. Статья 1289 ГК РФ предусматривает предоставление автору дополнительного льготного срока.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Предположительно, и некоторые другие нормы о договоре подряда могут быть применены к договорам на выполнение НИОКТР в части регулирования отношений по поводу выполнения работ с учетом различий в характере объектов договора подряда (материальный объект) и договоров на выполнение НИОКТР (новая информация, в том числе обладающая признаками охраняемых результатов интеллектуальной деятельности).

2. Абзац 2 комментируемой статьи регулирует отношения из договоров на выполнение НИОКТР для государственных или муниципальных нужд. Статьей 8 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» <1> предусмотрено, что основной правовой формой отношений между научной организацией, заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции, в том числе федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являются договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг, а также другие договоры, в том числе договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности и распределении прибыли.

———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.

На основе указанных договоров (контрактов) выполняются научные исследования и экспериментальные разработки для государственных нужд. В этих случаях договоры (контракты) заключаются между государственным органом — заказчиком и организацией-исполнителем.

Часть четвертая ГК РФ также регулирует отношения из государственных или муниципальных контрактов на создание произведений науки, литературы и искусства (ст. 1298 ГК), изобретений, полезных моделей, промышленных образцов (ст. 1373 ГК), селекционных достижений (ст. 1432 ГК), топологий интегральных микросхем (ст. 1464 ГК), на получение секретов производства при выполнении работ по договору, заключаемому главным распорядителем или распорядителем бюджетных средств с федеральными государственными учреждениями (ст. 1471 ГК). Заказчиком по таким договорам выступают публично-правовые образования, в том числе Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования, от имени которых выступают органы государственной власти и местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 125 ГК).

В абз. 2 комментируемой статьи говорится о необходимости применения норм о подрядных работах для государственных или муниципальных нужд, однако следует учитывать и применение норм части четвертой ГК РФ о вышеназванных договорах, если целью рассматриваемых контрактов является достижение охраняемого результата интеллектуальной деятельности.

Судебная практика по ст. 778 ГК РФ: решения и приговоры суда по гражданским делам