Статья 798 ГК РФ (действующая редакция). Договоры об организации перевозок

Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

Комментарий к Ст. 798 ГК РФ

1. Договор об организации перевозок не имеет обязательного характера, но на практике всегда заключается при необходимости осуществления систематических перевозок и только в отношении перевозок грузов. Данный договор предусматривается в отдельных транспортных уставах и кодексах: в ст. 10 УЖТ; в ст. 118 КТМ РФ; в ст. 68 КВВТ РФ. Упоминается о возможности заключения договора об организации перевозок груза в ст. 8 УАТ РФ.

В ч. 2 комментируемой статьи содержится указание на права и обязанности сторон договора. Основное содержание договора сводится к тому, что перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы. Иные предписанные условия договора — объемы, сроки предоставления транспортных средств и предъявления грузов — дают основания считать, что из данного договора возникают вполне определенные права и обязанности сторон, касающиеся обязательств по подаче транспортных средств и по погрузке груза (ст. 791 ГК). Перечень условий договора не является исчерпывающим. Так, В.В. Витрянский указывает, что в договорах об организации перевозок могут детально и подробно регламентироваться порядок подачи заявки (заказа) на выделение транспортных средств; минимальные и максимальные объемы грузов, предъявляемых к перевозке ежемесячно (подекадно, ежесуточно); графики подачи транспортных средств, их типы (модели) и грузоподъемность; порядок погрузки (выгрузки); требования в отношении тары и упаковки предъявляемых грузов; порядок взвешивания отправляемых (прибывающих) грузов; сроки уведомления грузовладельца о прибытии или о подходе грузов, прибывающих в его адрес; виды механизмов, используемых при погрузочно-разгрузочных работах; и другие условия <1>.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003.

<1> См.: Витрянский В.В. Договор перевозки. С. 339.

Договор об организации перевозок не избавляет стороны от необходимости заключать в установленном порядке договоры на подачу транспортных средств (и собственно договоры перевозки конкретной партии груза). Так, в соответствии с ч. 4 ст. 10 УЖТ РФ и п. 5 ст. 8 УАТ РФ, если между сторонами заключен договор об организации перевозок грузов, процедура предоставления перевозчиком транспортных средств все равно начинается с подачи грузовладельцем заявки. В соответствии со ст. 73 КВВТ РФ наличие договора об организации перевозок является предпосылкой для заключения договора перевозки конкретного груза, и в этом случае судно подается в соответствии с этим договором. В ст. 118 КТМ РФ, с одной стороны, утверждается, что перевозка конкретной партии груза осуществляется по договору морской перевозки, который заключается в соответствии с долгосрочным договором об организации перевозок, но, с другой стороны, указывается, что стороны могут своим соглашением установить совершенно иные условия перевозки конкретного груза. Как отмечает В.В. Витрянский, «долгосрочный договор об организации морских перевозок не носит для его сторон обязательного характера, а, следовательно, утрачивает признаки гражданско-правового договора и выглядит как некий протокол о намерениях» <1>.

———————————
<1> Там же. С. 337 — 338.

Таким образом, договор об организации перевозок нельзя рассматривать как предварительный договор, поскольку его содержание не сводится к обязанности заключения в будущем собственно договора перевозки или иных транспортных договоров.

2. Правовая природа договора об организации перевозок представляется спорной. Является ли данный договор действительно только «протоколом о намерениях» или устанавливает конкретные обязанности сторон, опосредуя заключение договора перевозки конкретной партии груза на заранее согласованных условиях? Согласно наиболее распространенной точке зрения договор об организации перевозок относится к организационным договорам. Современная доктрина трактует организационный (рамочный) договор как действующий гражданско-правовой договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами при заключении отдельных договоров на основании или во исполнение рамочного договора <1>.

———————————
<1> См.: Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. М.: Статут, 2009. С. 122 — 123.

С этой точки зрения договор об организации перевозок — это организационный договор, устанавливающий для одной стороны (грузовладельца) предпосылки и порядок предъявления грузов в обусловленном объеме к перевозке, а для другой стороны (перевозчика) — предпосылки и порядок предоставления в установленном объеме транспортных средств и приема грузов к перевозке в установленные сроки. Договор является двусторонним и консенсуальным. Поскольку договор устанавливает обязанности неимущественного характера (является организационным), следует квалифицировать его как безвозмездный.

В то же время существует другой взгляд на значение договора об организации перевозок. По мнению В.В. Витрянского, «с точки зрения интересов сторон (грузоотправителя и перевозчика), целей заключения договоров и их роли договор об организации перевозок стоит несоизмеримо выше, нежели договор перевозки конкретного груза, который по своему правовому значению представляет собой лишь облеченные в договорную форму действия сторон по исполнению договора об организации перевозок грузов» (т.е. «именно реальный договор перевозки конкретного груза служит средством выполнения обязательств сторон, вытекающих из договора об организации перевозок») <1>. В связи с этим В.В. Витрянский предлагает даже различать реальный договор собственно перевозки конкретного груза и консенсуальный договор перевозки груза — договор об организации перевозок <2>. Но, очевидно, для реализации подобного предложения необходимо внесение изменений в законодательство.

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003.

<1> Витрянский В.В. Договор перевозки. С. 256 — 257.

<2> См.: Витрянский В.В. Некоторые итоги кодификации правовых норм о гражданско-правовом договоре. С. 132.

Судебная практика по ст. 798 ГК РФ: решения и приговоры суда по гражданским делам