Статья 804 ГК РФ (действующая редакция). Документы и другая информация, предоставляемые экспедитору

1. Клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции.

2. Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные.

3. В случае непредоставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации.

4. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи.

Комментарий к Ст. 804 ГК РФ

1. Взаимной обязанностью клиента и экспедитора является предоставление необходимых документов и информации.

Клиент обязан предоставить экспедитору документы и информацию:

— о свойствах груза;

— об условиях перевозки груза (например, о возможном маршруте, виде транспорта, сроках погрузки и т.д.);

— иную необходимую информацию (например, о грузополучателе).

Как отмечается в п. 8 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, для оказания транспортно-экспедиционных услуг экспедитору клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение. Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест.

Поручение экспедитору представляется ему клиентом на бумажном носителе, если иной способ не предусмотрен договором транспортной экспедиции.

Опасные, скоропортящиеся и иные грузы, требующие специальных условий перевозки, принимаются экспедитором только при предоставлении клиентом в письменной форме информации об условиях их транспортировки.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Так, например, Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 2 сентября 2010 г. по делу N А53-28326/2009 <1> было отказано в удовлетворении иска о возмещении реального ущерба, так как клиент не предоставил необходимую информацию об особых характеристиках груза, не предпринял меры к дополнительной упаковке груза, тем самым не исполнил свою обязанность предоставить экспедитору груз в упаковке, обеспечивающей полную сохранность. Обязанность экспедитора по проверке внутренних вложений груза договором не предусмотрена, в связи с чем последний освобождается от ответственности за целостность принятого к перевозке груза.

———————————
<1> СПС «КонсультантПлюс».

При реализации соответствующего права на получение информации экспедитор вправе проверять достоверность предоставленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции.

Экспедитор в свою очередь должен:

— сообщить о недостатках полученной информации, например, информация о свойствах груза не соответствует требованиям, предъявляемым при перевозки определенным видом транспорта, недостоверна информация о несоответствии грузу тары и упаковки, необходимых для безопасной перевозки, и т.д.;

— в случае неполноты информации — запросить дополнительные данные.

Кроме того, согласно п. 6 ст. 3 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности клиент вправе требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза.

В обязанности экспедитора входит предоставление информации о допущенных отступлениях от указаний клиента. В случае если отсутствует возможность предварительного запроса об отступлении от указаний клиента или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, экспедитор обязан уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором.

Экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, обязан предоставить по его требованию информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

По требованию клиента экспедитор предоставляет ему следующую информацию:

— полное фирменное наименование и адрес места нахождения (для юридического лица), имя и адрес места жительства (для индивидуального предпринимателя);

— сведения о подтверждении соответствия транспортно-экспедиционных услуг установленным требованиям;

— перечень транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором, и их стоимость;

— сведения о форме и порядке оплаты транспортно-экспедиционных услуг;

— сведения о тарифах на перевозку грузов различными видами транспорта, о правилах и об условиях выполнения таких перевозок;

— другие сведения, относящиеся к организации и осуществлению перевозки конкретных видов груза различными видами транспорта.

В части предоставления документов при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить ему оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

2. Нормами ГК РФ и Закона о транспортно-экспедиционной деятельности предусматриваются последствия нарушения обязанностей как клиента, так и экспедитора по предоставлению соответствующей информации и документов.

Экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. В случае предоставления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

Статья 10 вышеназванного Закона устанавливает основания и размер ответственности клиента перед экспедитором в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации, в том числе за непредоставление информации, предоставление неполной, недостоверной информации, несвоевременное предоставление информации.

Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением такой обязанности. Так, Постановлением ФАС Московского округа от 22 сентября 2010 г. N КГ-А40/10767-10 по делу N А40-127194/09-24- 1030 экспедитору были возмещены убытки, возникшие вследствие предоставленной клиентом недостоверной информации о весе груза, в виде расходов по оплате хранения груза.

В том случае, если клиент требует возмещения убытков, возникших в связи с исполнением договора транспортной экспедиции при отсутствии необходимой у экспедитора информации по вине клиента, такое требование не подлежит удовлетворению. Так, Постановлением ФАС Московского округа от 2 сентября 2009 г. N КГ-А40/8422-09 по делу N А40-90695/08-61-809 отказ в удовлетворении исковых требований о взыскании убытков и процентов за пользование чужими денежными средствами был признан правомерным, так как вследствие отсутствия у ответчика информации о необходимости перевозки груза с соблюдением специального температурного режима на него не может быть возложена ответственность за порчу перевозимого груза.

Клиент должен быть освобожден от ответственности за предоставление неполной информации, если экспедитор не выполнил своей обязанности запросить в этом случае необходимые дополнительные данные.

Судебная практика по ст. 804 ГК РФ: решения и приговоры суда по гражданским делам