1. Если платеж и (или) акцепт не были получены, исполняющий банк обязан немедленно известить банк-эмитент о причинах неплатежа или отказа от акцепта.
Банк-эмитент обязан немедленно информировать об этом клиента, запросив у него указания относительно дальнейших действий.
2. При неполучении указаний о дальнейших действиях в срок, установленный банковскими правилами, а при его отсутствии в разумный срок исполняющий банк вправе возвратить документы банку-эмитенту.
Комментарий к Ст. 876 ГК РФ
1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи, если платеж и (или) акцепт не были получены, исполняющий банк обязан немедленно известить банк-эмитент о причинах неплатежа или отказа от акцепта.
Действия исполняющего банка могут быть связаны с неполучением от плательщика либо самого платежа при безакцептной форме списания, либо акцепта платежа, если он требуется при исполнении расчетов по инкассо.
Данные обстоятельства возможны при:
— отсутствии денежных средств на счете плательщика или их недостаточном размере для удовлетворения требования взыскателя;
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
— пропуске сроков или неизъявлении своей воли относительно акцепта соответствующего требования либо отказа полностью или частично от его акцепта по основаниям, предусмотренным в основном договоре, в том числе в случае несоответствия применяемой формы расчетов заключенному договору, с обязательной ссылкой на пункт, номер, дату договора и указанием мотивов отказа.
В первом случае исполняющий банк обязан известить банк-эмитент о помещении расчетных документов в картотеку по внебалансовому счету N 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок», направив извещение о постановке в картотеку формы 0401075. Указанное извещение направляется исполняющим банком банку-эмитенту не позднее рабочего дня, следующего за днем помещения расчетных документов в картотеку. При этом на оборотной стороне первого экземпляра расчетного документа делается отметка о дате направления извещения, проставляются штамп банка и подпись ответственного исполнителя.
Во втором случае, а именно при неполучении в установленный срок заявления об акцепте, отказе от акцепта, а также при отсутствии в договоре банковского счета условия о безакцептном списании денежных средств, платежное требование на следующий рабочий день после истечения срока акцепта списывается мемориальным ордером с внебалансового счета учета сумм расчетных документов, ожидающих акцепта для оплаты, и возвращается в банк-эмитент в порядке, предусмотренном в п. 2.21 ч. I Положения ЦБ РФ N 2-П, с указанием на оборотной стороне первого экземпляра платежного требования причины возврата: «Не получено согласие на акцепт» (п. 10.10 ч. I Положения ЦБ РФ N 2-П). При этом все возникающие между плательщиком и получателем средств разногласия разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством.
При неполучении платежа по платежному требованию, инкассовому поручению либо извещения о постановке в картотеку формы 0401075 банк-эмитент может по просьбе получателя (взыскателя) средств направить в исполняющий банк запрос в произвольной форме о причине неоплаты указанных расчетных документов не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего документа от получателя средств (взыскателя), если иной срок не предусмотрен договором банковского счета.
2. В абз. 2 п. 1 комментируемой статьи установлено, что банк-эмитент обязан немедленно информировать клиента, запросив у него указания относительно дальнейших действий в случае неполучения платежа или акцепта платежа от исполняющего банка.
Прежде всего банк-эмитент доводит извещение о постановке в картотеку до клиента по получении извещения от исполняющего банка.
Однако в случае неполучения информации о причинах неплатежа или отказа от акцепта от исполняющего банка банк-эмитент вынужден запросить у своего клиента (взыскателя) дальнейшие инструкции по реализации расчетов по инкассо.
Полагаем, что указания взыскателя могут быть о повторном обращении к исполняющему банку, направлении соответствующей претензии или обращения в суд с требованием о применении мер ответственности как к исполняющему банку, так и к плательщику.
3. Взыскатель также может проявить себя довольно пассивно, не предоставив банку-эмитенту какого-либо алгоритма действий в сложившихся обстоятельствах. Поэтому согласно п. 2 комментируемой статьи при неполучении указаний о дальнейших действиях в срок, установленный банковскими правилами, а при его отсутствии — в разумный срок исполняющий банк вправе возвратить документы банку-эмитенту.