1. При уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.
2. Изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
Комментарий к Ст. 767 ГК РФ
1. Самостоятельным основанием для изменения или расторжения договора в соответствии с п. 1 ст. 451 ГК РФ является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили на момент заключения договора. Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает специальное основание для изменения государственного контракта на выполнение подрядных работ, которое как раз относится к существенному изменению обстоятельств в смысле правил п. 1 ст. 451 ГК РФ.
При уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, у сторон появляется обязанность согласовать новые сроки, а если необходимо, — и другие условия выполнения работ.
При этом условие о сроках подлежит изменению всегда, а иные условия выполнения работ изменяются по соглашению сторон, только если в этом есть необходимость. К иным условиям могут быть отнесены: изменение объема работ, требования к качеству используемых материалов и т.п.
Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с изменившимися обстоятельствами, согласно правилам п. 2 ст. 451 ГК РФ контракт может быть изменен на основании решения суда по требованию заинтересованной стороны.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Таким образом, правило, предусмотренное п. 1 комментируемой статьи, является таким исключительным обстоятельством, позволяющим в отличие от общего правила о расторжении договора в связи с существенным изменением обстоятельств изменить договор, поскольку расторжение договора в данном случае противоречит общественным интересам (п. 4 ст. 451 ГК).
Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ. Убытки взыскиваются по общим правилам ст. 15 ГК РФ. Так, у подрядчика возможно возникновение убытков из-за досрочного расторжения либо изменения ряда договоров, например договоров на поставку необходимого оборудования, на аренду оборудования или складских помещений, убытков в виде расходов, связанных с сокращением штата работников и др.
Об изменении контракта также говорится в ст. 161 БК РФ. При уменьшении казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящем к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд новых условий по цене и (или) количеству (объемам) товаров (работ, услуг) государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров.
В этом случае сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.
Таким образом, ст. 161 БК РФ устанавливает правило, несколько отличное от соответствующего правила ГК РФ. Необходимо отметить, что в указанном случае возмещению подлежит только реальный ущерб, но не упущенная выгода.
2. Изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в п. 1 комментируемой статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются только в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, в качестве общего правила законодатель устанавливает недопустимость и одностороннего изменения условий государственного или муниципального контракта, и изменения его условий по соглашению сторон. Исключения из указанного правила должны быть прямо предусмотрены законом.
Соответствующие случаи предусмотрены как общими положениями ГК РФ (например, ст. ст. 328, 405), так и специальными правилами, например правилами, содержащимися в Законе о размещении заказов.
Так, суд удовлетворил иск о взыскании задолженности по муниципальному контракту, поскольку в случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства (проектно-сметная документация была утверждена заказчиком, несмотря на неоднократные письменные обращения подрядчика о ее согласовании, значительно позже срока, установленного договором, заказчиком был нарушен срок оплаты по муниципальному контракту) сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства (ст. 328 ГК); поэтому действия подрядчика по приостановлению работ, а затем и по расторжению контракта были признаны судом соответствующими закону <1>.
———————————
<1> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15 марта 2010 г. по делу N А03-6205/2009 // СПС «КонсультантПлюс».
Законом о размещении заказов ограничено действие принципа свободы договора в отношении государственных и муниципальных контрактов.
В ст. 9 названного Закона определены случаи, когда государственный или муниципальный контракт может быть изменен по соглашению сторон (см. комментарий к ст. 766 ГК). Так, в конкурсной документации, как уже отмечалось, может быть установлено право заказчика изменить объем предусмотренных контрактом работ в случае выявления при исполнении контракта потребности в дополнительных работах (ч. 6 ст. 9 Закона о размещении заказов). Вместе с тем может здесь содержаться и запрет на изменение условий контракта (указанных в ч. ч. 11 и 12 ст. 9, ч. 12 ст. 25, ч. 5 ст. 27, ч. 3 ст. 29, ч. 1 ст. 31, ч. 7 ст. 31.4, ч. 3 ст. 31.5, ч. 12 ст. 35, ч. 6 ст. 36, ч. 13 ст. 37, ч. 3 ст. 38, ч. 1 ст. 40, ч. 14 ст. 41, ч. 22 ст. 41.8, ч. 11 ст. 41.9, ч. 15 ст. 41.11, ч. ч. 10 и 14 ст. 41.12, ч. 6 ст. 42, ч. ч. 6 и 8 ст. 46, ч. 8 ст. 47, ч. 10 ст. 53 и ч. ч. 5 и 6 ст. 54 Закона о размещении заказов) при его заключении и исполнении по соглашению сторон и в одностороннем порядке.
Анализ положений Закона о размещении заказов приводит к выводу, что не подлежат изменению условия государственного или муниципального контракта, определенные в соответствии с объявленными условиями торгов или запросом котировок цен на работы и предложением участника размещения заказа, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на выполнение работ (а также предложением единственного участника размещения заказа). Это, несомненно, является правильным, в противном случае терялся бы смысл проведения торгов и запроса котировок.
При этом по решению суда изменение условий государственного или муниципального контракта возможно по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, например ст. 451 ГК РФ.