Статья 768 ГК РФ (действующая редакция). Правовое регулирование государственного или муниципального контракта

К отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.

Комментарий к Ст. 768 ГК РФ

1. В соответствии с комментируемой статьей отношения по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной ГК РФ, должны регулироваться законом о подрядах для государственных нужд. До настоящего времени такой закон не принят. Но есть ряд законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих отдельные вопросы, связанные с выполнением подрядных работ для государственных и муниципальных нужд. Так, к числу источников правового регулирования отношений, возникающих из государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для публичных нужд, и отношений, связанных с заключением такого контракта, могут быть отнесены следующие Федеральные законы:

— от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (регулирует отношения, связанные с размещением заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд);

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

— от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» <1> (устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд);

———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 1994. N 34. Ст. 3540.

— от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (устанавливает общие правовые и экономические принципы, порядок формирования, размещения, финансирования и исполнения государственного оборонного заказа и регулирует отношения в этой области).

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о размещении заказов в случаях, предусмотренных законодательством РФ о размещении заказов, Президент РФ, Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов, например: Постановления Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 722 «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» <1>, от 18 августа 2010 г. N 636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис» <2>, от 28 декабря 2006 г. N 813 «О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства» <3>, и др.

———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2009. N 38. Ст. 4477.

<2> Собрание законодательства РФ. 2010. N 34. Ст. 4488.

<3> Собрание законодательства РФ. 2007. N 1 (ч. 2). Ст. 269.

В отношении актов, изданных до введения в действие части второй ГК РФ, необходимо помнить, что нормативные правовые акты Правительства РФ по вопросам, которые согласно части второй Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов и могут применяться в части, не противоречащей положениям ГК РФ. В качестве примера такого нормативного правового акта можно привести Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации <1>, которые применяются только в части, не противоречащей части второй ГК РФ, Закону о размещении заказов и иным законам.

———————————
<1> Постановление Правительства РФ от 14 августа 1993 г. N 812 «Об утверждении Основных положений порядка, заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации» (ред. от 18 февраля 1998 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

В целом при характеристике источников, регламентирующих отношения по выполнению работ для государственных и муниципальных нужд, можно согласиться с М.И. Брагинским в том, что названные выше и ряд других актов, изданных в разное время и содержащих нередко коллизирующие решения, делают настоятельно необходимым скорейшее принятие закона о подряде для государственных нужд — одного из немногих прямо поименованных в ГК РФ законов, которые до сих пор не приняты <1>.

———————————
<1> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Изд. испр. и доп. М.: Статут, 2002 // СПС » КонсультантПлюс».

2. В силу положений комментируемой статьи нормы ГК РФ, в том числе включенные в § 5 гл. 37 Кодекса, будут обладать приоритетом по отношению к еще не принятому закону о подрядах для государственных или муниципальных нужд.

Судебная практика по ст. 768 ГК РФ: решения и приговоры суда по гражданским делам