Статья 1417 ГК РФ (действующая редакция). Государственное стимулирование создания и использования селекционных достижений

Государство стимулирует создание и использование селекционных достижений, предоставляет их авторам, а также иным обладателям исключительного права на селекционное достижение (патентообладателям) и лицензиатам, использующим селекционные достижения, льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 1417 ГК РФ

1. Правовая норма комментируемой статьи частично воспроизводит ст. 24 Закона о селекционных достижениях. В целом смысл присутствия подобной декларативной правовой нормы в тексте ГК РФ не ясен.

2. Положение о том, что селекционные работы имеют приоритетное значение и проводятся в основном за счет средств федерального бюджета, присутствовавшее в тексте Закона о селекционных достижениях (абз. 1 ст. 24) и воспроизведенное проектом части четвертой Кодекса, из окончательного текста было, и вполне справедливо, исключено. Та же судьба постигла и две другие ранее установленные, однако практически не действовавшие нормы: об освобождении прибыли (дохода) патентообладателя и лицензиатов от использования селекционного достижения от налогообложения в течение первых двух лет (для винограда, древесных декоративных, плодовых культур и лесных пород — первых пяти лет) и о праве бюджетных организаций оставлять в своем распоряжении доходы, полученные от такого использования (абз. 3 и 4 ст. 24 Закона о селекционных достижениях). Возможно, эти положения и были необходимы и разумны, однако им не место в нормативном правовом акте гражданского законодательства.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

3. Законодательство РФ предусматривает ряд мер по поощрению и поддержке семеноводства и племенного животноводства. Однако следует иметь в виду, что, как правило, предусмотренные нормативными актами меры направлены на развитие элитного, а не оригинального (т.е. осуществляемого оригинаторами — как правило, гражданами-авторами или юридическими лицами — правообладателями) семеноводства и племенного животноводства в том понимании термина «племенное животное», которое основано на положениях Федерального закона «О племенном животноводстве» и не связано с фактом правовой охраны или охраноспособностью результата селекционных работ. Кроме того, эти меры во многом носят спорадический характер и не предполагают реализации на постоянной основе.

Так, семена и племенной материал не упомянуты в числе товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по общему правилу (ст. 150 НК). Как исключение временно, до 1 января 2012 г., не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость ввоз на таможенную территорию Российской Федерации племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец и коз, семени и эмбрионов указанных племенных животных, племенных лошадей и племенного яйца, осуществляемый организациями и индивидуальными предпринимателями, отвечающими критериям сельскохозяйственного товаропроизводителя, предусмотренным п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а также российскими организациями, занимающимися лизинговой деятельностью с последующей поставкой их таким сельскохозяйственным товаропроизводителям (ст. 26.1 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах», в ред. Федерального закона от 24 июня 2008 г. N 92-ФЗ).

4. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 гг. (далее — Государственная программа), утвержденная Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г. N 446 <1>, предусматривает доведение удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 13%, а удельного веса площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посева — до 15%, называя эти цифры «научно обоснованной нормой».

———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2007. N 31. Ст. 4080.

Под племенными животными в подобных случаях, как правило, понимаются животные, полученные от высокопородных производителей, а не животные, используемые в дальнейшем для воспроизводства породы; под элитными семенами — не категория семян, занимающая определенное положение в процессе их воспроизводства (промежуточное звено между оригинальными и репродукционными семенами; ст. 6 — 8 Федерального закона «О семеноводстве»), а семена, обладающие выраженными сортовыми и высокими посевными качествами. В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О семеноводстве» элитные семена используются только для производства репродукционных семян и ни для чего более. Едва ли Государственная программа имела в виду, что более 1/7 части сельскохозяйственных угодий должны использоваться не для выращивания товарной продукции растениеводства, а для производства семян. Вероятно, здесь все же имелась в виду доля площади посевов на семенные цели, засеваемых «элитой» с целью получения семян первой репродукции.

Целью осуществления мероприятий по поддержке племенного животноводства Государственная программа называет в числе прочего стимулирование селекционной работы, направленной на совершенствование племенных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных. В области растениеводства финансирование создания современных методов селекции новых высокопродуктивных сортов упомянуто Государственной программой почему-то только в отношении рапса и сурепицы.

5. Содействие патентованию селекционных достижений, «созданных субъектами малого и среднего предпринимательства», упомянуто в перечне возможных видов оказания государственной поддержки в области инноваций и промышленного производства (п. 2 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Судебная практика по ст. 1417 ГК РФ: решения и приговоры суда по гражданским делам